М.И. Коган: «Научная программа XXIII Конгресса РОУ представляется более качественной по отбору абстрактов и более широкой по спектру представляемых тематик»

Ответственным секретарем XXIII Конгресса РОУ выступает профессор Михаил Иосифович Коган, заведующий кафедрой урологии и репродуктивного здоровья человека с курсом детской урологии-андрологии ФПК и ППС РостГМУ, президент Ассоциации урологов Дона, заслуженный деятель науки РФ, заместитель председателя РОУ по науке, д.м.н. Он рассказал об особенностях предстоящего мероприятия и том, что нового ждет его участников.
Михаил Иосифович, в чем особенность научной программы XXIII Конгресса РОУ?
Технология подготовки научной программы предстоящего Конгресса кардинально отличается от всех предыдущих мероприятий. Она проходит под руководством нового состава Президиума РОУ и при непосредственном участии специально созданных рабочих экспертных групп, которые занимались анализом присланных абстрактов. Этот отбор производился анонимно, что, на мой взгляд, повышает объективность отбора качественных материалов для включения их в научную программу.

Также были добавлены новые научные тематики в области андрологии, онкологии, урогинекологии. Новым явлением стал прием докладов по фундаментальным аспектам тех заболеваний, которые встречаются в урологической практике. Таким образом, научная программа этого конгресса представляется более качественной по отбору абстрактов и более широкой по спектру представляемых тематик и вопросов.
Какие образовательные форматы предусматривает научная программа Конгресса?
В целом программа конгресса имеет формат, уже сформированный несколько лет назад. Прежде всего, это программный и пленарные доклады, секционные заседания, из чисто образовательных мероприятий – школы и семинары. Мы соблюдаем определенные традиции, которые импонируют большинству специалистов нашей страны. В то же время, в рамках привычных форм представления научных материалов есть некоторые новации. Например, впервые будут проведены подиумные сессии, где эксперты представят различные точки зрения на ту или иную клиническую ситуацию, обсудят подходы к диагностике и терапии различных заболеваний. Такой формат поможет сформировать у врача научное мышление и выбрать необходимый путь решения практических проблем.
Каким направлениям будут посвящены секционные заседания и научные школы, которые пройдут в рамках Конгресса?
Секционные заседания посвящены широкому клиническому спектру, который включает более 20 основных групп урологических заболеваний, опухолей, травматических, воспалительных и других повреждений. Мы обсудим не только основные направления нашей специальности, но и редкие, даже казуистические состояния.
Расскажите, пожалуйста, про новый формат видеосессии. Каким образом она будет организована и какие темы будет включать?
Видеосессии – это, действительно, новый формат, который состоится в рамках секционных заседаний. Для него мы просили коллег подготовить фильмы, в которых демонстрируются различные операции. Во время показа авторы фильмов лично прокомментируют те или иные хирургические этапы, чтобы слушатели получили о них наиболее полное представление. Такой формат получил название semi-live surgery и широкое распространение во всем мире.
Ваш доклад посвящен развитию урологического образования через призму науки. Как бы Вы оценили уровень профессионального образования российского врача-уролога? В чем его положительные стороны, а что можно было бы улучшить?
К сожалению, на сегодняшний день в нашей стране нет объективных инструментов для определения уровня профессионального образования российского врача. Существующие документы ориентируют специалистов на освоение определенных знаний, умений и навыков, которые должны быть формально подтверждены очередной аттестацией. Но в целом средний уровень образования моих коллег ниже, чем, скажем, у врачей в США и европейских странах.

Во многом это связано с тем, что критерии, которым должен соответствовать зарубежный врач-уролог, отличаются от российских. С одной стороны, это имеет отношение к организации системы здравоохранения. В нашей стране не менее 50% урологов работают в амбулаторных учреждениях, а во всем мире урологическая специальность – только хирургическая. В свою очередь, в России даже больничное звено отличается в разных регионах и учреждениях. Речь идет, в том числе, о лечебных базах, которыми располагают медицинские университеты. Некоторые из них, прежде всего, в Москве и Санкт-Петербурге имеют более широкие возможности для обучения, а другие не могут похвастаться необходимым оборудованием и достаточным профессиональным уровнем педагогов.

Наша цель – поднять на высокий уровень урологическое образование во всех Университетах, поставить его на одинаковую методическую основу, соответствующую современному уровню развития науки. Если система здравоохранения по всей стране будет развиваться должным образом, то это позволит готовить высококлассных специалистов как в области урологии, так и в других отраслях медицины.